Блог

Методы оптимизации управления затратами на предприятии

12.02.2020

Из этой статьи вы узнаете:

  • Почему стало актуальным направление оптимизации управления затратами
  • Какие инструменты помогают оптимизировать управление затратами предприятия 

Постоянно растущая конкуренция, неопределенная экономическая ситуация и ограниченный спрос выводит на первый план оптимизацию управления затратами. В данной статье мы изучим методы оптимизации управления затратами для обеспечения стабильного сокращения издержек.

Что значит оптимизация управления затратами и когда она нужна

Управление затратами— это важный процесс, занимающий одну из основных позиций в менеджменте предприятий. Только при условии грамотного анализа управления затратами можно рассчитывать на успех бизнеса.

Существует несколько моделей, способствующих росту эффективности затрат:

  • «чистое снижение затрат»;
  • «интенсификация затрат»;
  • «фиксация затрат».

Рассмотрим данные модели подробнее, приведя их в таблицу для большей наглядности:

Модель повышения эффективности затрат

Сущность модели

Преимущества модели

Недостатки модели

Эффективность модели

«Чистое снижение затрат»

Путем уменьшения издержек от непроизводительных затрат. Сбережение происходит благодаря изменению постоянных затрат.

  • Заметное уменьшение издержек;
  • Увеличение рентабельности.
  • Необходим глубокий анализ затрат компании;
  • Может возрасти несогласие работников;
  • Может снизиться производительность труда

«Ожирение» компании

«Интенсификация затрат»

Издержки повышаются, но за счет повышения издержек происходит рост выручки. Иллюстрацией такой модели может послужить ввод новых технологий и оборудования.

  • Рост выручки за счет ввода новых технологий и роста выпуска продукции;
  • Увеличение рентабельности;
  • Поддержка работниками.
  • Требует обоснованных инвестиций;
  • Возможен только при наличии новейших рынков сбыта и потребителей.

Наиболее развивающиеся компании на развивающихся рынках

«Фиксация затрат»

Выручка, согласно данной модели, увеличивается, а затраты — нет. Например, увеличение цен на продукцию или равносильный рост производительных затрат и уменьшение непроизводительных.

  • Рентабельность растет
  • Увеличить цены может быть нереально;
  • Невозможно избежать увеличения затрат при росте выпуска продукции.

«Выносливые» компании

Таблица 1 — Модели повышения эффективности затрат

Следует также отметить существование следующих концепций, способствующих росту эффективности затрат:

  • «конструкторский подход» — отказ от малозначимых свойств товаров и услуг с целью оптимизации расходов. Данный процесс должен происходить на протяжении всего жизненного цикла товара/услуг, а его целью является наиболее эффективное использование труда и материалов;
  • «маркетинговый подход» — оптимизация затрат на маркетинговую проработку продукта, брендинг, рекламу и пр.;
  • «бухгалтерский подход» — выявление экономии по статьям прямых и косвенных затрат, а также межвременной оптимизации потоков ресурсов, в том числе денежных и финансовых результатов.

При этом следует помнить, что компании существенно отличаются друг от друга: издержки, виды деятельности, квалификация работников и др., поэтому рекомендуется применять не одну модель, а комбинировать существующие модели, опираясь на ситуацию своей компании.

1С:ERP - флагманский продукт 1С с широкими возможностями для автоматизации процессов управления затратами. Оставляйте заявку - проконсультируем.

С чего начать оптимизацию системы управления затратами

Оптимизацию системы управления затратами следует начинать с проведения анализа текущих бизнес-процессов компании. В то же время анализ исчисления издержек при распределении расходов между подразделениями при действующей системе бухгалтерского учёте компании может оказаться неэффективным. В связи с этим большинство компаний ведет учет своих затрат по видам деятельности.

При сравнении объема расходов показателей с конкурентами следует обратить внимание на следующие финансовые факторы:

  • экономия от масштаба — компания может уменьшить объем расходов при расширении производства, распределяя фиксированные затраты;
  • опыт — накопленные за года знания предоставляют возможность увеличить эффективность бизнеса;
  • эффективное использование мощностей — вложения в производства ограничатся, если производственные мощности будут использоваться в полную силу;
  • связи — увеличение расходов в одной области не влечет низкую эффективность предприятия;
  • взаимоотношения — возможность разделить расходы благодаря распределению между несколькими подразделениями;
  • интеграция — компания самостоятельно выполняет работу, ранее отданную подрядчикам;
  • своевременность — финансовым преимуществом обладает компания, вышедшая на рынок раньше;
  • месторасположение — происходит повышение издержек при отдаленном расположении функциональных подразделений относительно друг друга;
  • внешние факторы — финансовое преимущество компании могут дать ставки налогообложения, федеральное, региональное регулирование и пр.;
  • стратегия маркетинга — можно снизить факторы, влияющие на повышение полезности товара, однако, они возмещаются за счет реализации продукта.

Таким образом, мы видим, что на оптимизацию управления затратами организации влияет большое количество различных факторов, как внешних, так и внутренних, которые необходимо учитывать при разработке системы управления затратами.

5 ключевых инструментов оптимизации управления затратами

Главной целью грамотного управления затратами в компании является укрепление бизнеса за счет перераспределения наибольшего объема доступных ресурсов. Необходимо направлять ресурсы на высокопроизводительные процессы и развитие ценных свойств предприятия. Для этого необходимо усовершенствовать все аспекты организации: от структуры и процессов компании до образа мышления сотрудников.

Таким образом, для оптимизации расходов компании необходимо пройти пять организационных этапов.

Способы оптимизации затрат

1. Выбор правильной стратегии

Очень важно провести сравнительный анализ: сравните вашу компанию и компании-лидеры в вашей отрасли. Рассмотрите затраты конкурентов и ваши затраты, проведите анализ в различных разрезах, так вы сможете найти пути для оптимизации и снижения расходов.

Однако стоит помнить, управление вложениями не вступает в противоречие с конкурентной стратегией. Вы не сможете сохранить свою позицию на рынке, если начнете снижать при этом расходы на важные процессы.

Например, вы откажитесь от части бизнеса, если уволите часть своих сотрудников, но не смените стратегию.

2. Перенаправление информационных потоков

В данном случае потребуется выяснить — какие из возможностей требуют больше ресурсов, а какие — меньше. Вам потребуется донести информацию до всех работников компании и объяснить новые стратегические цели последовательно и регулярно, чтобы со временем работа сотрудников производилась в соответствии со стратегическими приоритетами компании.

3. Пересмотр организационных структур

К сожалению, общепринятые организационные структуры очень часто являются препятствием, ограничивая межфункциональное взаимодействие сотрудников. Усилия работников дублируются, некоторые задачи остаются незамеченными, чтобы этого избежать стоит разработать такую организационную структуру, которая будет направлена на поощрение сотрудничества.

4. Смена образа мышления

С течением времени в компании складываются определенные предубеждения, которые не всегда идут на пользу в развитии бизнеса. Руководитель должен выделять время, чтобы обсудить с работниками стратегические цели и выработать верный образ мышления.

Каждый работник компании должен понимать — любое предложение по затратам поможет укрепить личные конкурентные преимущества.

5. Правильное распределение прав на принятие решений

При отсутствии системы оперативного принятия решений внутри компании, добиться успеха невозможно, это приводит к снижению конкурентных преимуществ предприятий.

Для оптимизации процесса принятия решений необходимо предоставление широких полномочий сотрудникам, осуществляющим контакты с потребителями продукции, что позволит оперативно удовлетворить потребности своих клиентов.

Таким образом, используя вышеперечисленные методы оптимизации управления затратами, распределение прав на принятие решений на всех уровнях производства повысят конкурентные преимущества вашего предприятия, и позволят добиться успехов в бизнесе при минимальных производственных и маркетинговых расходах. При этом, важно помнить, что использование только одной модели оптимизации управления затратами к успеху не приведет, необходимо комплексное взаимосвязанное использование различных методов, наиболее подходящих для вашей компании.

Не стоит забывать о необходимости постоянного мониторинга управленческой отчётности и анализа структуры расходов компании. Для принятия наиболее правильных управленческих решений и выбора оптимального варианта управления затратами необходима разработка системы отчётов, позволяющая наиболее полно проанализировать расходы компании. Например, значительно облегчить проведение анализа структуры затрат позволит система 1C:ERP. Данная система позволяет сформировать подход к анализу структуры производственных затрат и себестоимости продукции, общих и косвенных затрат организации в необходимых аналитических разрезах. Формирование отчетности в системе выполняется на основе данных материального учёта, что гарантирует точность и актуальность получаемых данных. Комплекс функций и технических особенностей 1C:ERP предоставляет актуальные и полные данные, позволяющие принимать верные решения о оптимизации затрат компании.

Оставьте заявку — наши специалисты проконсультируют вас!

Свяжитесь с нашими специалистами,
заполнив форму.
В ней укажите ваши контактные данные
и перечислите задачи, которые стоят перед
вашим бизнесом.
Мы подберем для вас оптимальное решение.
Отправляя заявку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных компании.