Как правильно подготовиться к сдаче бухгалтерской (финансовой) отчетности
Баланс
В него входят данные о финансовом состоянии и итогах деятельности организации в конкретное время. Из баланса возможно узнать, откуда поступили деньги, которые вложены в этот проект, и куда они были вложены на дату составления документа. Он включает все операции, которые были произведены в процессе хоздеятельности организации.
Активы
Они бывают материальными и нематериальными. Первым термином называют имущество организации, к примеру, инструменты, недвижимость, инвентарь. А вторым – владение особым правом, к примеру, лицензией, товарным знаком. У всех входящих в баланс активов есть денежная оценка. Но ключевые факторы, как организаторские качества сотрудников, отличные отношения на производстве и душевное состояние, зафиксировать в балансе невозможно.
Внеоборотные активы имеют большую цену и долгий срок применения организацией (земельные участки, устройства, транспорт и пр.). Из-за того, что цена таких активов очень внушительна, ее не отнимают из прибыли в год покупки, а распределяют на предположительный срок использования в качестве отчислений для возмещения их износа. Оборотными активами называют наличные и балансовые статьи, которые можно оперативно перевести в наличные. Примером таких активов выступают запасы готовой продукции и долг потребителей перед организацией.
Пассивы
Ими называют финансовые обязательства организации. Они появляются при применении кредитов и ссуд. В зависимости от периода погашения выделяют краткосрочные и долгосрочные обязательства. Первым термином называют задолженность, которую нужно погасить в течение года, например, задолженность по ценным бумагам, овердрафт. Вторым термином считают задолженность, которую нужно будет погасить более чем через год. К ним относят кредиты в банке и просроченные платежи по лизингу.
Это цена всего имущества организации после погашения всех задолженностей. В основе баланса лежит формула:
- собственный капитал = сумма всех строк актива – сумма всех строк пассива = внеоборотные активы + оборотные активы – краткосрочные обязательства – долгосрочные обязательства
- собственный капитал = исходные инвестиции + нераспределенная прибыль, где нераспределенная прибыль – это прибыль, которая была реинвестирована в ходе хоздеятельности.
ОДДС
В баланс включаются сведения о финансовом состоянии и итогах деятельности организации в конкретный момент. А вот в ОДДС отражены потоки денежных средств, то есть реальные физические перемещения денег в виде поступлений и платежей, которые имеют место в ходе хоздеятельности компании. ОДДС демонстрирует изменения в кассовой позиции за определенный временной отрезок. Начальное сальдо – это размер наличных средств организации на начало периода. Конечное сальдо – это размер наличных средств на конец периода.
Расчет движения денег производится по формуле:
- начальное сальдо + поступления – платежи = конечное сальдо
Счет «Прибыли и убытки»
Этот счет демонстрирует доходы и расходы организации от операций между соседними датами создания баланса. Из него видны итоги деятельности организации за конкретный период, анализируется информация о прибыли или убытках компании.
При составлении счета «Прибыли и убытки» доходы и расходы признаются в тот момент, когда они начислены. К примеру, реализация продукции считается совершенным фактом, когда продавец выполнил условия ДКП, а не когда за продукцию были получены деньги. Доход считается полученным, если его можно подвергнуть объективной оценке и оправданно предположить поступление денег в будущем.
Счет показывает не всё, что произошло в компании за отчетный период. В нем нет информации о фактах, не поддающейся точной оценке, к примеру, сведений о приеме нового работника. Кроме того, этот счет не показывает операций, которые связаны с реализацией, к примеру, выпуск новых акций.
Манипулировать сведениями этого счета легче, чем информацией ОДДС. Зато этот счет дает возможность, к примеру, однозначно распределить плату за потребленную электроэнергию и плату за здание, которое организация будет снимать на протяжении 15 лет.
Расчет прибыли
Объемом продаж называют доход от продажи товаров. Себестоимость проданных товаров демонстрирует, сколько потратила организация на покупку и создание продукции. Валовую прибыль определяют по формуле:
- валовая прибыль = объем продаж – себестоимость этих товаров
- чистая прибыль = валовая прибыль – расходы
- По формуле валовой прибыли получаем: 200 тысяч рублей – 90 тысяч рублей = 110 тысяч рублей.
- По формуле чистой прибыли получаем = 110 тысяч рублей – 30 тысяч рублей = 80 тысяч рублей.
Прибыль – это только один из показателей. Поэтому при анализе итогов деятельности компании следует учитывать не только и не столько прибыль, сколько перечень показателей, которые характеризуют финансовый и имущественный потенциалы организации.
Пояснения к бухгалтерской отчетности
- Информацию о применяемых методах учета (метод оценки запасов ТМЦ и пр.).
- Подробное описание отдельных статей активов и пассивов (условия и периоды погашения долга, условия выплаты платы за аренду и пр.).
- Сведения о структуре капитала акционеров компании (условия владения ценными бумагами и пр.).
- Сведения о ключевых операциях (покупка другой компании, реорганизация и пр.).
- Внебалансовые статьи (форварды, опционы и пр.).
- Пояснения к бухгалтерским отчетам предоставляют больше данных о реальном финансовом состоянии компании, чем сами отчеты.
Можно ли верить бухгалтерской (финансовой) отчетности?
Бухгалтеры, как и остальные сотрудники, совершают ошибки: методические промахи, к примеру, дубли записей или их пропуск, регистрация факта хозяйственной деятельности на других счетах и прочее. Правила и инструкции по финансовой отчетности не всегда точные и однозначные. Некоторые формулировки могут быть по-своему интерпретированы при создании документов.
Правила учета подразумевают отражение всех операций по исходной цене. Баланс отражает активы и обязательства, которые были куплены или взяты на себя компанией в разное время. Поэтому затраты на покупку активов, которые зафиксированы в балансе, могут и не отражать нынешней экономической цены этих активов. Колебания курсов валют также способны исказить данные баланса, если у компании есть активы и пассивы в валюте.
Чтобы исключить количество ошибок, рекомендуется свести к минимум ручное вмешательство в формирование отчетных документов и автоматизировать все процессы в вашей 1С.
У вас остались вопросы?
Заполните форму обратной связи и мы свяжемся с вами в ближайшее время!