Блог
Как быстро закрыть отчетный период и остаться стоять на ногах
25.12.2020
Рассказываем, какие факторы влияют на подготовку отчетности, и что нужно сделать, чтобы закрыть период раньше остальных - объясняем на конкретном примере.
Что мешает быстрому закрытию периода
Группа 1. Внешние факторы.
- факторы, на которые организация может повлиять на процесс составления и получения учетных документов;
- факторы, на которые практически нельзя повлиять.
Проблемы |
Как исправить |
---|---|
На которые можно воздействовать |
|
|
Поменять взаимоотношения, скорректировать условия договоров:
|
На которые сложно повлиять изнутри |
|
Период и порядок подачи документов по контрагентам, которые закреплены в специализированных отраслевых группах. Например, документы за электроэнергию.
|
Необходимо проанализировать и скорректировать учетные бизнес-процессы:
|
Группа 2. Внутренние факторы. Находятся под абсолютным контролем компании.
Проблемы |
Как исправить |
---|---|
|
Провести оптимизацию текущей системы документооборота:
|
Группа 3. Факторы автоматизации. Зависят от уровня автоматизации процессов в системе 1С.
Проблема |
Как исправить |
---|---|
|
Чаще всего автоматизации подлежат следующие блоки:
|
Регламент закрытия отчетного периода включает в себя:
- предоставление пользователям своевременной и достоверной информации об организации за отчетный период;
- формирование перечня и последовательности операций, которые необходимы, чтобы корректно закрыть отчетный период в системе 1С;
- обеспечение контроля за ходом закрытия периода в учетной системе 1С;
- утверждение сроков по предоставлению информации;
- снижение вероятности возникновения ошибок в учете деятельности организации за счет дополнительного контроля на всех этапах процесса, начиная от первичной документации и заканчивая формированием данных прошедшего периода.
При подготовке отчетности проведение автоматизации блоков РСБУ/МСФО/УУ, оказывается наиболее эффективным, когда данные блоки тесно связаны с другими подсистемами (бюджетирование, казначейство и т.д.). Таким образом, большинство организационных, управленческих проблем на этапе подготовки отчетности решаются с помощью автоматизированных в 1С инструментов контроля. К ним относятся чек-листы, сверки и расширенные аналитические отчеты.
Для процедуры закрытия отчетного периода разработка чек-листа — важный фактор, который не стоит отбрасывать в сторону. Естественно, в зависимости от сферы деятельности чек-лист разный. Но есть и общие параметры, которые можно разделить на два вида:
- Операции для бухгалтера, которые нужно оперативно сделать (проверка первичной документации, начисление амортизации и т.д.). Работу с первичной документацией нужно начинать в минус третий день, а не в первый, чтобы как можно раньше запустить процесс структурирования.
- Список задач, которые связаны с формированием консолидированной управленческой отчетности.
При комплексных автоматизированных процессах в 1С работать с чек-листом становится проще, т.к. упрощается и ускоряется выполнение конкретных пунктов по нему, что положительно влияет на время закрытия периода.
Пример автоматизированного подхода для быстрого закрытия периода
Клиент: ГК "Шоколадница".
Что сделали: проект по консолидации РСБУ и автоматизированию процессов бухгалтерского и налогового учетов.
Основные проблемы, с которыми столкнулась компания:
- ведение процессов в 4х разрозненных базах 1С;
- постоянный рост числа доработок в конфигурациях, что затрудняло поддерживать актуальные данные 1С в связи с выходом обновлений;
- долгий процесс подготовки отчетности, когда сроки «горели»;
- расхождение информации в нормативно-справочных базах.
Чтобы прийти к удобному управлению и быстрому закрытию периода, было решено внедрить единую автоматизированную систему регламентированного учета в 1С. Для этого специалисты RDV проанализировали текущую методологию компании, разработали функциональные требования к ведению учета, оптимизировали текущие бизнес-процессы и настроили решения по сближению учетных принципов и унификации процессов в единой системе.
В итоге компания получила укомплектованную единую систему с настроенными автоматизированными процессами, что улучшило в несколько раз показатели работы:
- ощутимо сократились сроки по закрытию отчетного финансового периода;
- повысилась оперативность процессов подготовки регламентированной отчетности;
- максимально упростилась процедура прохождения внешнего аудита и повысилась прозрачность данных.
А нужно ли стремиться к быстрому закрытию периода?
Да, определенно, так как получите ряд преимуществ:
- Пользователи быстрее получат доступ к надежной финансовой информации о компании. Это значит, что знание реального состояния бизнеса дает руководству не затягивать с принятием эффективных решений, а подразделения менеджмента могут лучше подготовиться к процессу планирования.
- Проще и быстрее выявлять и корректировать слабые стороны в финансовых операциях.
- Вырастет эффективность финансовых процедур, необходимых для быстрого закрытия периода.
- Ранний сбор отчетных данных позволит персоналу во всех подразделениях сосредоточиться на текущих показателях, но при этом прогнозировать будущие.
- В итоге когда у компании есть полностью укомплектованная система 1С, в которой выстроена четкая иерархия автоматизированных процессов, то можно не беспокоиться о сроках закрытия периода - начнете сдавать отчетность в минимально короткие сроки.