Блог

Увеличение операционной прибыли организации: почему это важно

10.04.2019

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Что такое операционная прибыль
  • Как рассчитывается операционная прибыль
  • Какие существуют способы увеличения операционной прибыли
  • Зачем нужен операционный анализ

Один из основных расчетных параметров фирмы – операционная прибыль. Именно она может качественно указать, насколько компания выгодна в инвестиционном плане. Используя данные сведения, специалисты рассчитывают дальнейшую прибыльность организации по её товарной нише. Какие факторы влияют на увеличение операционной прибыли? В этой статье мы расскажем, для чего необходимо заботиться о повышении данного показателя, а также как он влияет на деятельность фирмы в целом.

Операционная прибыль – что это такое

Термин «прибыль» иногда принимают за общую выручку фирмы. Однако это два разных понятия. Выручка равняется всем тем средствам, которые организация получает в результате продаж товар или услуг клиентам. Прибылью именуется сумма, характеризующая эффективность предприятия. Она рассчитывается как разница выручки и расходов на нужды организации.

Вычтем из общей суммы доходов все расходы, направленные на производство товара или оказание услуг (себестоимость товара), в результате получим валовую прибыль предприятия. Этот параметр описывает общую результативность данной фирмы – насколько себестоимость отличается от прибыли. Нерезультативным производство считается в том случае, если себестоимость товаров покрывает большую часть прибыли. Однако данный показатель не может сказать о расходах на реализацию продукции (реклама и продвижение).

Увеличение операционной прибыли

Операционная прибыль показывает, насколько увеличилась эффективность предприятия. Она учитывает расходы на реализацию продукции (другое название – прибыль от реализации). Итак, из валовой прибыли необходимо отнять расходы на коммерцию и управление продукцией.

Мировая экономическая система направленно движется к глобализации. На уровне бухгалтерского учета это отражается в попытке сделать все расчетные показатели максимально однородными среди предприятий. Об этом говорит появление в нашей рыночной экономике нового расчетного параметра – EBIT (иначе – операционная прибыль). Показатель был разработан на основе английских и американских принципов учета (система GAAP). Преимущество нового параметра в том, что он описывает эффективность компании на мировом рынке.

Увеличение операционной прибыли

Операционная прибыль показывает доход предприятия с учетом определенных видов издержек, по ней легко определить результативность фирмы в основной и дополнительной деятельности. В переводе «EBIT» означает «прибыль до уплаты налогов и процентов».

Формулы для расчета операционной прибыли

Чтобы понять, насколько увеличилась операционная прибыль по сравнению с более ранними показателями, необходимо знать её четкую формулу. Это сумма валовой прибыли за вычетом операционных накладных затрат. Она показывает доход фирмы без учета налогов и процентов.

ОП = ВП – ОР, где

  • ОП – операционная прибыль;
  • ВП – валовая прибыль;
  • ОР – операционные затраты.

Параметр валовой прибыли определяет, насколько успешно предприятие в целом. Чтобы его получить, вычтите из общего дохода всю себестоимость вашей продукции. Необходимо учитывать все затраты – как постоянные, так и переменные. Это поможет вам понять, возможно ли дальнейшее развитие фирмы.

Увеличение операционной прибыли

Операционные затраты – это:

  • расходы на амортизацию;
  • затраты на топливо;
  • уплаты кредитов, займов;
  • расходы от списания основных средств (не включая денежные);
  • расходы на использование интеллектуальной собственности.

Увеличение валовой прибыли и уменьшение операционных расходов, происходящие одновременно, отразятся и на операционной прибыли.

Более детальная формула расчета операционной прибыли:

OP = GR – СE – ME – OE + OR + PC, где

  • OP (operating profit) – операционная прибыль;
  • GP (gross profit) – валоваяприбыль;
  • CE (commercial expenses) – коммерческие расходы;
  • ME (management expenses) – управленческие расходы;
  • OE (other expenses) – прочие расходы;
  • OR (other revenue) – прочие доходы;
  • PC (percent) – проценты к выплате.

Управление формированием операционной прибыли

Увеличение и уменьшение операционной прибыли зависит от деятельности предприятия. Сначала вам необходимо высчитать тот объем товара, который обеспечит прирост операционной прибыли (за период). Данное состояние предприятия описывается точкой безубыточности. Этот параметр достигается, если число операционных доходов равно количеству операционных выплат.

Увеличение операционной прибыли

Показатели точки безубыточности для краткосрочного и долгосрочного периодов различны. Это происходит из-за того, что переменные расходы в долгосрочном периоде меньше, чем в краткосрочном. Разница достигается благодаря эффективному использованию ресурсов. В долгосрочном периоде сумма постоянных расходов также более высокая (из-за постепенного повышения объемов производства).

Следующим шагом необходимо высчитать количество товара, которые нужно реализовать, чтобы добиться плановой прибыли. Если процесс производства уже начат, рассчитайте прибыль с учетом имеющейся реализации товара.

Чтобы на предприятии наблюдалось увеличение операционной прибыли, нужно не допустить ухода в дефицит. Важный параметр фирмы – запас прочности. Он определяет объем реализации товара, нужной для поддержания предприятия на прибыльном уровне. Запас прочности учитывается при назначении стоимости товаров.

Далее необходимо посчитать возможности повышения операционной прибыли при снижении постоянных и переменных расходов производства.

Тщательные бухгалтерские расчеты позволят вам проследить динамику операционной прибыли, а также изменить её показатели в лучшую сторону. При этом учитываются все параметры фирмы (покупка оборудования, выплата зарплат сотрудникам, аренда торговых и складских помещений и т. д.). При формировании операционной прибыли необходимо учитывать идеальный объем реализации товара, а также возможные пути повышения товарного сбыта.

Способы увеличения операционной прибыли

Увеличение операционной прибыли говорит о том, что предприятие выгодно в инвестиционном плане. Как возможно повысить этот параметр:

  • увеличить доход с реализации товара (изменение стоимости товаров и услуг, расширение ассортимента);
  • оптимизировать переменные затраты (использование передовых технологий производства, новых методик логистики и т. д.);
  • уменьшить расход основного и второстепенного сырья;
  • уменьшить издержки на управление предприятием;
  • уменьшить накладные затраты.

Перечисленные пункты относятся к уменьшению себестоимости товара, что в дальнейшем приведет к увеличению операционной прибыли.

Основной фактор учета операционной прибыли – это количество реализуемого товара. Увеличив объемы сбыта и снизив себестоимость товара, вы сможете привлечь новых клиентов. Это влечет к повышению показателей общей и операционной прибыли.

Многие компании игнорируют такой показатель как операционная прибыль. Однако этот параметр очень важен, так как может определить общую результативность фирмы в экономическом плане. Данные об операционной прибыли несут в себе сведения о доходах производства с учетом определенных затрат. Постепенное увеличение показателя говорит о том, что компания успешно развивается. Объем операционной прибыли нужно знать, чтобы иметь представление о движениях бюджета фирмы.

Увеличение операционной прибыли говорит о том, что предприятие растет и развивается – то есть оно эффективно на рынке. В неблагоприятные периоды операционную прибыль стоит поддерживать на стабильном уровне, чтобы не уйти в дефицит. Это возможно за счет уменьшения затрат на техническое обеспечение (использование более совершенной техники). Безусловно, успешность предприятия зависит от способности руководства на риски и смелые шаги. Но не стоит недооценивать и внешние факторы, которые предугадать невозможно.

При формировании и расчете операционной прибыли не учитываются инвестиционные и финансовые потоки. То есть к показателю не приплюсовываются полученные проценты от займов, а также ваши доходы по другим направлениям.

Зачем нужен операционный анализ

Значение операционной прибыли указывает на следующие важные элементы производства:

  • Какие именно затраты влияют на положение предприятия.
  • Минимальный размер сбыта товаров или услуг, при котором еще наблюдается точка безубыточности.
  • Рентабельность определенного вида продукции или услуг.
  • Зависимость затрат от объема реализации товара.
  • Рентабельность подразделений (с учетом или без учета расходов на эти подразделения).
  • Себестоимость продукции и её влияние на стоимость товара.
  • Финансовую прочность предприятия.

Увеличение операционной прибыли

Операционный анализ подразумевает формирование операционной прибыли, регулируя при этом расходы производства. Такой вид учета показывает результативность существующего соотношения доходов, расходов, объемов производства и стоимости товара. Используя операционные параметры, вы можете высчитать благоприятную финансовую модель своего предприятия, направленную на увеличение операционной прибыли. При анализе учитываются основные финансы, расходы, маркетинговые исследования и т. д.

Формирование расходов включает в себя два основных положения:

  • Анализ затрат и их вычисление.
  • Контроль и направленное снижение затрат.

Операционный анализ важен для начального формирования расходов. Здесь необходимо определить следующие параметры:

  • Нижний предел в краткосрочном периоде. Это та сумма, которая нужна для погашения переменных расходов. Она определяется частью переменных затрат.
  • Нижний предел в долгосрочном периоде. Это та сумма, при которой будет наблюдаться безубыточность компании. Определяется как себестоимость продукции.

Стоимость продукции нужно находить в диапазоне между нижним и верхним пределами.

Увеличение операционной прибыли невозможно без тщательной калькуляции издержек. Их расчет включает в себя учет себестоимости продукции. Существует 2 способа высчитывания затрат. Это:

  • Absоrption cоsting – определение обшей себестоимости. При этом сумма издержек распределяется по проданным и нереализованным продуктам.
  • Direct-cоsting – определение прямых затрат. В этом случае издержки делятся на постоянные и переменные. На проданные товары распределяются только постоянные издержки.

Отличие состоит в разных подходах к распределению расходов на периоды. Если речь идет о расчете краткосрочного предела, здесь используют способ прямых затрат. Его плюс в том, что он дает сведения о взаимозависимости количества сбыта, себестоимости товара и показателей прибыли. Способ наглядно иллюстрирует, как меняются издержки при движениях объема производства. Благодаря методике прямых затрат улучшается качество бухгалтерского анализа.

Если речь идет о долгосрочном пределе, здесь используют способ определения общей себестоимости. Как известно, в этом случае расходы распределяются между реализованным и нереализованным товаром. Благодаря этому возможно отследить, как издержки влияют на сбыт товара, а значит, определить себестоимость продукции.

Операционный анализ основывается на обоих методах подсчета. Более того, если использовать одновременно два способа, то можно отследить:

  • объем и комплект затрат;
  • объем производства;
  • стоимость продукции;
  • объем реализации.

С помощью операционного анализа можно вычислить, какие товары дают увеличение операционной прибыли, а какие приводят к убыткам. Также посредством анализа можно вычислить самую благоприятную стоимость продукции, определить динамику расходов, рентабельность и себестоимость товара (используется при назначении цен).

Свяжитесь с нашими специалистами, заполнив форму ниже.
В ней укажите ваши контактные данные и перечислите задачи, которые стоят перед вашим бизнесом. Мы подберем для вас оптимальное решение.