Блог
Как рассчитывается показатель валовой прибыли организации
14.07.2019
Из этой статьи вы узнаете:
- Что такое валовая прибыль
- Каково значение валовой прибыли
- Какие статьи используются в формуле расчета валовой прибыли
- Зачем нужен анализ валовой прибыли
Одним из главных критериев, по которым оценивается успешность любой компании, является валовая прибыль. С ее помощью можно определить прибыль организации, полученную либо от производственной деятельности, либо от оказания услуг. В дальнейшем она распределяется на оплату налогов, штрафов, процентов по кредитам, а также покрытие коммерческих и управленческих услуг. В данном случае становится актуальным вопрос относительно того, как рассчитывается валовая прибыль и производится ее анализ.
Что такое валовая прибыль и каково ее значение
Как уже было сказано выше, успешность любой компании можно определить по ее валовой прибыли, которая в последующем идет на покрытие различных расходов и долгов. Если производственная деятельность компании является убыточной, тогда и остальные расходы оплачивать будет нечем. Как правило, валовую прибыль используют для того, чтобы произвести управленческий анализ деятельности подразделений и ЦФО организаций, у которых имеется сеть производственных или торговых точек.
Отображение расчета валовой прибыли по финансовой отчетности находится в отчете о прибылях и убытках, где определяется она, как разница между выручкой и себестоимостью.
Валовая прибыль = Выручка - Себестоимость
Для того чтобы рассчитать валовую прибыль, используется выручка, полученная от основной деятельности. Все остальные доходы формируют прибыль до налогообложения и относятся к внереализационным и операционным, то есть к прочим. Что касается себестоимости, то она отражается по обычным видам деятельности, а учет, входящих в нее расходов, осуществляется по кассовому методу либо методу начисления. В себестоимость по обычным видам деятельности входят производственные расходы, либо те, что направлены на оказание услуг:
- амортизацию основных средств;
- материальные;
- на выплаты в фонды социального страхования и на зарплату;
- прочие расходы производственного назначения.
Размер валовой прибыли прямым образом влияет на организацию коммерческой деятельности и ее планирование. Если она имеет отрицательное значение, это говорит о том, что компания работает неправильно. Кроме того, с ее помощью можно понять, в какой момент расходы организации стали превышать запланированный бюджет.
Для того чтобы увеличить валовую прибыль от продажи, используется снижение себестоимости самой продукции либо расходов на ее изготовление. Благодаря этому у компании появляется возможность развиваться, правильно расходовать ресурсы, как материальные, так и трудовые, внедрять новые технологии, вкладывая в новое оборудование дополнительные средства.
Не менее важным является и коэффициент валовой прибыли, то есть ее соотношение с размером выручки, выраженное в процентах. Чем выше коэффициент, тем больше прибыль и полнее контроль над имеющимися расходами. Если же значения низкие, это свидетельствует о плохом контроле над себестоимостью услуг и товаров.
Часто коэффициент валовой прибыли используется для оценки состояния организации и сравнения показателей с прошедшими периодами, а также прогнозирования работы в дальнейшем. Кроме того, это помогает понять, насколько эффективной является деятельность компании по сравнению с конкурентами. Данный показатель отличается многофункциональностью, поскольку его можно использовать во многих направлениях коммерческой деятельности.
Читайте также: Бюджетное планирование организации
Разница между валовой и другими видами прибыли
- Отличие от маржинальной прибыли
Согласно некоторым источникам, валовая и маржинальная прибыль являются идентичными. Однако стоит заметить, что подобное встречается не всегда. Главное отличие заключается в том, что валовая прибыль это разница между выручкой, всеми переменными и долей постоянных затрат.
Маржинальной прибылью является разница между доходом, полученным от продажи товара и переменными затратами, то есть всеми теми, что относятся к производству данного товара. Таким образом, сюда входят расходы на сырье, материалы, необходимые для изготовления, затраты на электроэнергию, зарплату рабочим и другие, рассчитанные в объеме на конкретный товар. Благодаря маржинальной прибыли можно определить, насколько является рентабельным производство того или иного продукта. Стоит отметить, что данный показатель относят к части выручки, которая в дальнейшем идет на формирование чистой прибыли и погашение постоянных расходов.
С помощью маржинального анализа продукции, выпускаемой организацией, можно с легкостью определить, какие товары являются прибыльными, а какие нет.На величину данного показателя влияют переменные затраты и цена, поэтому для его увеличения придется либо повысить стоимость продукта, либо объем продаж.
Формула для расчета маржинальной прибыли выглядит следующим образом:
МП=ОД-ПЗ,
где:
- МП – маржинальная прибыль;
- ОД – общий доход;
- ПЗ – переменные затраты.
- Отличие от валового дохода
В валовую выручку организации или доход входят все активы, полученные от деятельности организации. Сюда относятся налоги, а также другие смежные платежи, которые были внесены в стоимость реализованных активов. На формирование данного показателя оказывает влияние не только объем продаж и цена продукта, но еще и спрос, производительность, ассортимент и другие второстепенные факторы.
- Отличие от чистой прибыли
В данном случае также есть некоторые различия. В отличие от чистой, валовая прибыль рассчитывается без учета налоговых отчислений и иных подобных платежей. После подсчета валовой прибыли до налогообложения происходит формирование объема чистого дохода.
Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:
Какие статьи используются в формуле расчета валовой прибыли
В зависимости от основных видов деятельности организации, закрепленных в учетной политике, статьи доходов и расходов, входящих в себестоимость и выручку, а, следовательно, и в формулу расчета валовой прибыли, могут различаться:
Выручка организации производственного типа получается за счет реализации:
- изготовляемой продукции;
- оказанных услуг или работ.
Для торговой фирмы выручка определяется реализацией:
- товаров, которые приобретаются;
- платных торговых услуг, к примеру, доставки товаров.
Если компания занимается сдачей в аренду имущества, выручка определяется арендной платой.
Если же к основным видам деятельности организации, закрепленным в учетной политике, относятся продажа имущества компании, например ОС, ценных бумаг, НМА, тогда и они также будут включены в расчет валовой прибыли.
В себестоимость входят только те расходы, которые направлены на получение прибыли от основных видов деятельности. К примеру, сюда войдут:
Расходы для организации производственного типа:
- стоимость материалов, сырья, инструментов и топлива;
- заработная плата с отчислениями в ФСС, ПФР, ФОМС;
- расходы на управление производством;
- амортизационные отчисления.
Расходы для организации, занимающейся торговлей:
- стоимость товаров, которые были приобретены;
- расходы на доставку приобретенного товара;
- зарплата сотрудникам с отчислениями в ФСС, ПФР, ФОМС;
- расходы, связанные с хранением и последующей подготовкой товара к продаже.
Расходы для компаний, занимающихся арендой имущества:
- расходы, направленные на подготовку имущества к аренде;
- оформление бумаг, связанных с тем или иным имуществом;
- обеспечение охраны.
В случае если в основные виды деятельности компании входят и те, что обычно относятся к прочей реализации, расходы, связанные с ними, тоже будут входить в себестоимость, из которой рассчитывается валовая прибыль. Это может быть ОС (остаточная стоимость), НМА, учетная стоимость ценных бумаг.
Читайте также: Финансирование оборотного капитала
Пример расчета валовой прибыли
Рассмотрим, как рассчитывается показатель валовой прибыли на примере деятельности двух организаций. Возьмем компании, занимающиеся производством кондитерских изделий, но находящиеся в разных городах «Лазурь» и «Заря». Вторая при этом имеет несколько иной ассортимент, но то же направление деятельности.
Наименование/месяц | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Итого |
Выручка тыс. руб. |
2989 | 3330 | 3444 | 3797 | 5017 | 4885 | 23 463 |
Себестоимость продаж тыс. руб. |
978 | 1077 | 1165 | 1310 | 1542 | 1572 | 7644 |
Валовая прибыль тыс. руб. |
2012 | 2253 | 2279 | 2488 | 3476 | 3313 | 15819 |
Рентабельность валовой прибыли % | 67,3 | 67,6 | 66,2 | 65,5 | 69,3 | 67,8 | 67,4 |
Основываясь на табличных данных, наблюдается ежемесячный рост валовой прибыли с 2 млн. руб. до 3,3 млн. руб. Основными факторами, влияющими на рост в данном случае, являются себестоимость и выручка. За полгода деятельность прибыль организации составила 23,4 млн. руб., себестоимость продаж – 7,6 млн. руб., а валовая прибыль 15,8 млн. руб. Таким образом, каждая компания ежемесячно получала по 2,6 млн. руб. валовой прибыли. Ее организации смогут использовать для покрытия расходов в сфере управления и продажи, а также процентов по займам.
Читайте также: Что такое управленческий учет: 7 методов и 5 этапов создания
Анализ валовой прибыли
Показатель валовой прибыли в экономике является отражением финансовых результатов деятельности компании в разрезе расходов на производство. Его главной особенностью является то, что он включает в себя управленческие и коммерческие затраты, к примеру траты во время подписания договоров и контрактов, на выплату заработной платы и иные институционные расходы. Коэффициент валовой прибыли является разницей между выручкой и технологической себестоимостью, включающей в себя расходы на закупку материалов, выплату зарплаты и цеховые затраты.
Стоит заметить, что в каждом типе показателей содержатся и более узкие. То, какую прибыль получают управленцы, которые непосредственно связаны с производством, находит отражение в технологической себестоимости.
После того, как расчет показателя валовой прибыли завершен, производится его анализ, заключающийся в исследовании источников, из которых он формируется и дальнейшее применение.
Начинается процесс с анализа изменения общей суммы с применением горизонтального подхода, после чего формируются комплексные изменения, которые включены в валовую прибыль с помощью вертикального подхода.
Если проводится более объемный анализ, тогда происходит подробное рассмотрение каждого отдельного компонента прибыли, а также факторов, которые оказывают на него воздействие. Их можно разделить на 2 группы, то есть внешние и внутренние.
К внешним факторам следует отнести экономические, транспортные и природные условия, а также стоимость материалов, использующихся при производстве и коэффициент развития внешнеэкономической деятельности. Что касается внутренних, то они по величине соподчиненности делятся на 1 и 2 категорию. В первую категорию стоит отнести прибыль от коммерческой деятельности, внереализационные и операционные прибыль с затратами, проценты к уплате. Во вторую входит количество валовой продукции, которое было реализовано, себестоимость и розничная цена, а также ее структура. Сюда же стоит включить эпизоды нарушения дисциплины, то есть ошибки в формировании стоимости, несоблюдение условий труда, ухудшение качества товаров, которые производятся и реализуются и т. д.
При планировании увеличения валовой прибыли необходимо учитывать следующие компоненты, зафиксированные в учетной политике:
- Анализ товара по методике ЛИФО, то есть первым реализуется тот продукт, который поставлен на учет в самом конце.
- Списание долгов без ошибок.
- Внедрение льготной системы с целью уменьшения налогообложения.
- Снижение издержек во время производственной деятельности.
- Правильный подход к ценообразованию.
- Составление показателей снижения нематериальных активов.
- Применение дивидендов для развития организации.
Проведение подобного анализа, во время которого проводится исследование структуры использования валовой прибыли в динамике, влияние каждого отдельно взятого направления на комплексный показатель дохода, а также определение процента рентабельности, необходимо для правильного управления чистым доходом.